+7 (343)


  Главная  →  Наши статьи  →  Навигация в современных сайтах.

Навигация в современных сайтах.

Навигация в современных сайтах.

Всё, что есть в мире, в той или иной степени оценивается по внешнему виду. Для первого взгляда на вещь эта степень зачастую бывает завышена. Но по прошествии какого-то времени, мнение иногда меняется. «Встречают по одёжке, провожают по уму». Для сайтов конечными факторами оценки являются наполнение и удобность использования. Именно об одном из факторов удобности использования сайта и пойдёт речь в этой статье. А именно – о навигации.

 

Что такое навигация.

Навигация – это возможность прохода куда-либо. Применительно к сайтам, это означает способ перехода от одной страницы к другой и все промежуточные действия, включая мыслительные процессы в это время. Идеальная навигация по сайту должна быть элементарно простой и моментально быстрой. Но идеал, как известно, недостижим.

 

Даже в случае простейших сайтов, состоящих из нескольких страниц, каждая из которых будет содержать ссылку на другую, всегда будет как минимум один ограничитель – время загрузки. Если же сайт состоит из десятков тысяч страниц, размещение всех ссылок на каждой странице хоть и технически реально, но, согласитесь, практического смысла не имеет.

 

Если не принимать во внимание альтернативные науки, кратчайший путь между двумя точками – прямая. Но, то, что удобно для роботов, далеко не всегда удобно для людей.

 

Поэтому приходится прибегать к разного рода ухищрениям, чтобы посетитель сайта мог найти одну нужную ему страницу с помощью нескольких кликов – переходов между страницами – без просмотра всего содержимого.

 

Виды навигации по сайту.

Каждый сайт может содержать несколько видов навигации. При этом нет обязательных требований к месту расположения, но есть устоявшиеся представления о том, где обычно находится тот или иной блок навигации. Расположение блоков управления как правило подчинено обычной логике – подобное с подобным, близкое по смыслу – близко по месту.

Пример расположения различных навигационных элементов на сайте.

 

Меню

Основной тип навигации. Обычно на сайте есть как минимум одно меню – главное меню сайта. Чаще всего туда входят пункты вроде «О компании», «Цены», «Товары и услуги», «Контакты» и так далее.

 

Кроме главного меню, на внутренних страницах обычно существует ещё и внутреннее меню (меню раздела), которое может быть различных типов, о которых можно прочитать ниже.

 

В последнее время, дополнительно к главному меню часто добавляют меню задач или направлений. Особенно это полезно, когда круг задач можно сузить или сгруппировать. Например, для сайтов банков уже стало стандартом, когда кроме стандартного меню, есть разделы «Для физических лиц», «Для юридических лиц», «Для кредитных организаций» - это меню направлений.

 

Меню задач – группа ссылок на страницы, посвящённые одной из задач, с которыми посетители приходят на сайт. Применительно к банкам это может быть «Вложить деньги», «Получить кредит», «Перевести деньги». Для других отраслей это будут совершенно другие пункты, но смысл остаётся – сразу дать посетителю то, что он хочет.

           

Строка пути

Это не путь человека который он прошёл по сайту, скорее это путь до главной страницы или корневого раздела. Такая навигация нужна в тех случаях, когда до какой-либо информации путь занимает больше двух-трёх кликов. Особенно она полезна, когда внутреннее меню сайта отсутствует или не позволяет перейти на раздел выше.

 

Вспомогательная навигация (стандартные иконки)

Элементы такой навигации обычно представляют собой иконки специальных разделов сайта, таких как главная страница, отправка письма, карта сайта, поиск по сайту. Редко что-то другое. Иногда добавляют расшифровку текстом. Смысл в такой навигации есть не всегда, однако в некоторых случаях она позволяет избежать дополнительной визуальной нагрузки, оставив важные элементы в поле зрения посетителя.

Акцидентная навигация

Сюда входят различные графические и текстовые блоки, помогающие привлечь внимание и выделить некоторые разделы сайта. Например, вы хотите информировать посетителей о новой акции или новом товаре, тогда можно на всех страницах сайта разместить небольшой блок, который будет привлекать внимание даже тех, кто не видел раздел «Новости», и посетитель не пропустит важную для него информацию.

Контекстная навигация

Очень полезный, но, к сожалению, редко применяемый вид навигации. Представляет собой ссылки на разделы, тематически связанные с текущим. Например, при просмотре каталога товаров сайт может показать другие товары, которые часто покупают совместно с текущим.

Межтекстовая навигация (гипертекст)

Когда задумывался Интернет, предполагалось, что этот вид навигации будет основным, но до сих пор этот метод используется очень мало, лишь на самых «продвинутых» сайтах. Принцип межтекстовой навигации прост – ссылки между страницами расположены в тексте самих страниц. Например, так: на сайте такой-то фирмы вы можете прочитать более подробную информацию о производстве ТНП. Наиболее вероятной причиной неиспользования такого эффективного метода пожалуй является то, что до сих пор тексты для большинства сайтов готовятся в обычных текстовых редакторах, мало приспособленных для вставки подобных ссылок.

 

Типы внутренней навигации:

Иерархическая, она же древовидная. Наиболее простой и часто применяемый тип навигации. Содержимое разбивается на разделы, те, в свою очередь на подразделы, и так далее. К плюсам подобного подхода можно отнести привычность и очевидность, к минусам – сложность перехода в другие разделы. Тем не менее, для сайтов, вложенность информации которых не превышает двух-трёх кликов, это наиболее удобный и привычный тип внутреннего меню.

 

Поисковая навигация бывает полезна в тех случаях, если внутренних элементов в каком-то разделе больше, чем посетитель может просмотреть за два-три клика. Самый лучший использования такой навигации в коммерческих сайтах – поиск по обширному каталогу товаров, например если в одном разделе находится более 100 товаров. Тогда, возможно ему удобнее будет ввести искомое слово в строку поиска. У такого метода есть один существенный минус, который делает практически невозможным вариант, когда такой способ навигации – единственный. Для того, чтобы найти что-то, посетитель должен чётко представлять что он ищет, и более того, знать, как правильно это искать на данном сайта, т.е. использовать те же термины, которые использует сайт.

 

Фасетная навигация приобретает всё большую популярность благодаря своей гибкости. На практике работа фасетной навигации заключается в том, что какими бы исходными данными не обладал посетитель сайта, он всё равно доберётся до искомой информации, при этом путь от начала до конца может быть разным. Для этого содержимое раздела классифицируется по нескольким признакам – параметрам. Например, для того же каталога товаров это могут быть «производитель», «страна-изготовитель», «предназначение», «уровень цен» - практически всё, что угодно. После этого, посетителю предлагается определить какой-нибудь из этих параметров. Допустим мы любим немецкую технику и поэтому хотим оснастить ею новую кухню. Тогда нам удобнее начать со страны-изготовителя, затем выбрать например производителя. Путь будет выглядеть следующим образом: Германия -> Bosch -> Кухонная техника, или Кухонная техника -> Германия -> Siemens. При каждом выборе круг будет сужаться и нам будет гораздо проще ориентироваться.

 

Кроме вышеописанных видов навигации, есть ещё большой сам по себе класс рубрикаторов – особого типа навигационных элементов, используемых в тех случаях, когда объектов, содержащихся в данном разделе существенно больше, чем может вместить в себя навигационный блок. Их вид более-менее устоялся и редко когда их внешний вид меняется в лучшую сторону. Кроме страничного, нет смысла использовать их для всех типов информации. Но в некоторых специфических случаях их применение просто необходимо.

Рубрикаторы

Самый простой и привычный из рубрикаторов – Страничный, используется всегда, когда выбранные элементы не входят на страницу.

 

Алфавитный рубрикатор помогает выбрать нужное из множества элементов, в которых имя или название играет основную роль. Списки людей по фамилиям, музыка, кино, организации – его основные варианты использования.

 

Типовой или классовый рубрикатор часто используется при выдаче результатов поиска, но иногда полезен и в других случаях. Он представляет собой список типов найденной информации, зачастую с указанием количества. Например:

В этом разделе найдено:

  • 6 Новостей
  • 5 Товаров
  • 7 Статей

 

Параметрический рубрикатор предлагает определить часть параметров, которые могут сузить поиск. Обычно это параметры однотипных товаров. Либо это могут быть параметры одного конфигурируемого продукта или услуги. Например, при выборе компьютера вы можете ввести желаемый процессор, объёмы памяти и жёсткого диска, диагональ экрана, и сайт выведет только те варианты, которые вам подойдут.

 

Тэговый рубрикатор – нечто среднее между классовым и фасетным. При его использовании каждую страницу можно снабдить одним или несколькими тэгами – словами или фразами, характеризующими эту страницу с разных сторон. Каждый такой тэг представляет собой виртуальный раздел, собирающий страницы, для которых он указан. Например тэги для этой статьи могут быть «Статьи», «Интернет», «Специально для Штурмана». Первое является классом, второе – темой или разделом, а третье – независимой характеристикой. Таким образом, сайт, поддерживающий тэги, на котором появится эта статья сможет использовать двусторонний контекст – показывать рядом с этой статьёй другие статьи, относящиеся к этим рубрикам, а в этих рубриках – ссылку на эту статью.

 

Ну и напоследок ещё один стандартный рубрикатор – календарный. Его часто можно видеть на новостных сайтах, и вообще, везде, где есть постоянно добавляющаяся информация, которая имеет какую-нибудь дату.

 

Резюме.

Вообще, навигация – тема достаточно обширная, достойная отдельной книжки, которая будет интересна в-основном людям, занимающимся эргономикой. Эта же статья, в свою очередь призвана рассказать о возможных видах для того, чтобы вопросы и объяснения разработчиков не застали вас врасплох.

 

Большинство из вышеперечисленных видов навигации не требуются для небольших сайтов – визиток и промо-сайтов. Но чем больше информации на сайте, тем выше требования к удобности перемещения по нему, тем больше возможностей надо предоставить пользователю для того, чтобы он мог искать информацию удобным именно ему способом. Надеюсь, эта статья поможет разобраться в возможных методах по улучшению вашего сайта, и его благодарные посетители станут вашими хорошими клиентами.

 

Специально для Рекламного Штурмана
Кондратий Ермолин <
equa@conanima.ru >
компания Анима <
www.conanima.ru >



Поиск по сайту:
 
Направления деятельности ГК «ConAnima»