+7 (343)


  Главная  →  Наши статьи  →  Как создать эффективный сайт?

Как создать эффективный сайт?

Чтобы создать эффективный сайт, необходимо сначала определиться, что будет являться показателем эффективности. С нашей точки зрения, эффективный сайт – это сайт, который выполняет все поставленные перед ним задачи и достигает намеченных целей.

Что нужно определить перед разработкой сайта.

 

Цели и задачи сайта

Соответственно, цели и задачи сайта (о них мы писали в сентябрьском Штурмане «Что может сайт») должны быть определены ещё на этапе выбора разработчика и впоследствии прописаны в Техническом задании.

Эти работы могут быть выполнены вашим маркетологом или специалистом по рекламе, но, скорее всего, ему потребуется помощь. Сейчас есть специализированные консалтинговые фирмы, специализирующиеся на Интернет-маркетинге. Иногда подобные услуги предоставляют и сами компании-разработчики. Правда, в этом случае может пострадать объективность. Достичь объективности в этой ситуации можно следующим образом – поручить одной компании анализ целей и постановку задач, другой – консультации по выбору разработчика и третьей – собственно работы по созданию сайта.

 

Масштаб сайта

Также, отталкиваясь от концепции сайта и заложенного бюджета нужно определиться с масштабом сайта (об этом читайте в статье «Какими бывают сайты» в октябрьском Штурмане). Нужно чётко понимать, что большой сайт требует иногда на порядок больше средств во время разработки и поддержки, нежели более простой, и эффективность не всегда напрямую зависит от объёма средств, вложенных в функциональность и оформление.

Имея на руках эти данные, можно начинать поиск разработчика.

 

Как выбирать разработчика сайта?

Для начала необходимо определиться принципиально – будете ли вы разрабатывать сайт своими силами, или обратитесь к независимому разработчику-одиночке (так называемому фрилансеру – от англ. Free и Lance – свободный для найма), или к компании, профессионально занимающейся разработкой сайтов.

В плюсы первых двух вариантов часто зачисляют экономию средств, но на самом деле это не так.

В варианте разработки своими силами есть следующие минусы: если в вашей компании есть свои дизайнеры и программисты и вы собираетесь «повесить» на них разработку сайта, нужно понимать, что дизайн полиграфический так же отличается от веб-дизайна, как гоночный автомобиль отличается от дальнобойного грузовика. То же самое и с программированием. Кроме того, контролировать всю разработку сайта должен человек, профессионально разбирающийся в этом вопросе – его придётся нанять на время разработки сайта и оставить в штате, поскольку сайт требует постоянной работы с ним. И дополнительно – сравните зарплату своих сотрудников за время разработки сайта со стоимостью этой работы у профессионалов создания сайта. Скорее всего, суммы получатся очень близкими.

Разработчик-одиночка может предлагать гораздо меньшую стоимость работ, чем любая фирма, но в 9 из 10 случаев вы получите провальный проект. Как грузчик не может выступать в роли балерины, так и хороший дизайнер не может быть одновременно и программистом. Исключения, подтверждающие это правило, встречаются очень и очень редко, и в этом случае стоимость будет никак не ниже чем у компании-разработчика.

С нашей точки зрения, самым оптимальным вариантом будет поручение всех работ по сайту компании, профессионально занимающейся разработкой сайтов, у которой в штате уже есть все необходимые специалисты – менеджеры проектов, веб-дизайнеры, веб-программисты, редакторы сайтов, специалисты по продвижению сайтов.

 

Выбор компании-разработчика

К сожалению, не существует стандартной методики, позволяющей выбрать оптимального разработчика для любого проекта, поэтому к этому вопросу все подходят по-разному – начиная с поиска информации и заканчивая критериям оценки.

Самый простой и распространённый способ поиска информации – тот же Интернет. Заходите в поисковую систему и задаете фразу поиска, например, «создание сайтов» или «разработка сайтов». Если для Вас важно, чтобы разработчик был из Вашего города, добавляете название населённого пункта. В результате поиска получаете длиннейший список. Как выбрать? Оценивать можно по следующим параметрам:

Рекомендации Ваших знакомых, партнеров, которые уже заказывали разработку в определённой компании (достаточно субъективный критерий в плане качества работ, но может быть полезным для оценки отношения к заказчику).

Портфолио разработчика. Количество не всегда пропорционально качеству, важнее опыт компании. Также обратите внимание на дизайн и функциональность сайтов, посмотрите, насколько разносторонние заказчики у компании и есть ли среди них компании с тематикой, подобной вашей.

Отношение Качество/Цена, несмотря на субъективность оценки качества, зачастую является главным критерием отбора кандидатов.

Иногда важным моментом становится время разработки – например, если сайт необходимо запустить к какому-нибудь событию (выставке или, например, дню рождения компании).

Набор дополнительных услуг – информационная поддержка, продвижение сайта, хостинг, аналитические и консалтинговые услуги.

Работа менеджеров компании - владение предметом, отзывы о конкурентах, представление работ компании. Ведь вам работать с этими людьми.

Полезной может быть и информация о маркетинговой и рекламной политике компании-разработчика, полю деятельности компании – чем занимаются ещё, кроме разработки сайтов? Часто компании могут предложить ещё и, например, создание фирменного стиля или разработку презентаций.

Собрав информацию о кандидатах, можно приступить к следующему вопросу – определению дальнейшей судьбы сайта.

 

Дальнейшая поддержка

Кто будет поддерживать и продвигать сайт, заниматься вопросами его развития после запуска? В вашей компании должен быть один человек, который будет заниматься вопросами по сайту – от создания и продвижения, до постоянного обновления и доработки. Это должен быть человек, который постоянно находится в курсе всего, что происходит в компании. Но необходимы ещё и конкретные исполнители. И здесь есть варианты.

Своими силами

Продвигать сайт (с помощью рекламных и PR-мероприятий) сможет Ваш маркетолог или менеджер отдела рекламы. Но тут снова возникает вопрос – сколько времени уйдёт у того же менеджера на изучение возможностей и особенностей продвижения сайта в Интернете? И насколько глубоко он/она сможет в этом разобраться? А ещё выставка на носу, ещё буклеты надо согласовывать, наружку заказывать…

Редактора сайта тоже можно нанять в штат компании. Все компании-разработчики имеют в активе системы управления сайтом (CMS), которые позволяют управлять содержимым сайта любому человеку, который умеет работать с компьютером на уровне пользователя. Редактор сайта должен хорошо владеть русским языком и примерно разбираться в специфике работы компании.

Реализацию дополнительных функций сайта в любом случае лучше поручить компании, которая его разрабатывала – никто другой не поймёт программную часть лучше, чем они.

 

Фирма-разработчик сайтов

Чаще всего, этот вариант бывает лучшим по стоимости и качеству работ. Компания, которая зарабатывает на создании, продвижении и поддержке сайтов уже имеет штат профессионалов всех необходимых специальностей и налаженный процесс работы, кроме того, может проводить все работы в комплексе (поддержка, продвижение сайта и доработка) – увязывать все работы друг с другом и отслеживать эффективность. Необязательно, чтобы это была именно та компания, которая создавала сайт, но, как правило, если всеми работами по сайту «от и до» занимается одна компания, эффективность таких работ выше, плюс можно надеяться на скидки J

После того, как все участники процесса определены, и выбран конкретный разработчик, можно приступать к работе – очередному витку Цикла разработки сайта.

 

Цикл разработки сайта:

Как и всё в этом мире, любой сайт, однажды разработанный и запущенный, не будет вечно соответствовать целям и задачам компании, тем более что со временем они могут меняться. Поэтому существует такое понятие, как цикл разработки сайта.

 

Исследование

Любой сайт должен начинаться с исследования.

Если предстоит редизайн уже существующего сайта, необходимо проанализировать его статистику и выяснить, что конкретно интересует ваших посетителей, чего им не хватает на сайте, какие сервисы стоит развить, а какие – наоборот, убрать или переделать. Можно также провести прямой опрос посетителей существующего сайта и выяснить, что бы они хотели увидеть в новой версии.

В любом случае нужно сделать анализ сайтов ваших прямых конкурентов и других сайтов подобной тематики. Составить список тех функциональных и дизайнерских решений, которые вам понравились и могут пригодиться при разработке сайта. Также необходимо отметить и отрицательные стороны, чтобы не повторять чужих ошибок.

Также полезным будет провести семантический анализ тематики сайта по запросам посетителей поисковых машин. Отчет этого анализа может пригодиться и при решении вопросов, не связанных с сайтом – возможно, выявятся упущенные возможности развития или смежные направления, которые ошибочно были отброшены как неперспективные.

 

Проектирование

На основе исходных данных – целей и задач сайта, результатов исследований и сформировавшегося представления о будущем сайте производится проектирование сайта. Результатом этого этапа является Техническое задание – документ, который во многом определяет успешность проекта в целом, в котором подробно изложены все критерии и этапы разработки сайта.

 

Разработка

Собственно разработку можно условно поделить на два этапа, которые частично могут протекать параллельно – это разработка дизайна сайта и разработка программной части.

Дизайн сайта – обычно самый «больной» вопрос в общении компании-заказчика и компании-разработчика. Каждый участник процесса оценивает его со своей точки зрения. Наш совет – старайтесь доверять подрядчику в вопросах дизайна, ведь вы уже выбрали эту компанию, значит, доверяете в вопросах создания сайтов. И старайтесь сделать так, чтобы утверждением дизайна в вашей компании занимался один человек, иначе может получиться ситуация из басни «Лебедь, рак и щука».

Программная часть сайта обычно не является камнем преткновения – технологии программирования позволяют реализовать практически все необходимые вещи силами небольшой команды программистов веб-студии. Другой вопрос – бывает, что студия пытается навязать конкретную реализацию тех или иных функциональных модулей сайта в соответствии с теми наработками, которые уже реализованы.

 

Тестирование – корректировка

По сути дела, тестирование должно проводиться на каждом этапе проекта. Но чем точнее техническое задание, тем меньше вероятность, что потребуется корректировка. Окончательное тестирование сайта должно проходить перед запуском проекта на том хостинге, на котором он будет в дальнейшем размещаться. Перед тем, как выбрать компанию-разработчика, поинтересуйтесь у кандидатов, как тестируется проект перед запуском, бесплатно ли исправляются все недочеты, найденные после запуска, а значит пропущенные на тестировании.

Запуск

Перед запуском сайта анонсируйте его выход в рекламных материалах. С одной стороны, это будет дополнительным PR-ом вашей компании, с другой – поможет сайту быстрее встать на ноги и принести пользу. После запуска поинтересуйтесь у партнеров и клиентов – как они оценивают новый сайт, какие плюсы и минусы они заметили – возможно, какие-то моменты, пропущенные при проектировании и разработке требуют совсем немного затрат, но принесут большую пользу.

Раскрутка

Даже если вы не создавали сайт с нуля, а переделывали уже существующий, без продвижения он – не больше чем «галочка» в списке мероприятий по развитию фирмы. Первоначальное продвижение любого сайта должно начинаться с регистрации в поисковых системах и каталогах, установке внутренней системы статистики или внешнего счетчика посещений. На текущий момент даже внешние анализаторы посещаемости позволяют многое выяснить про посетителей вашего сайта, их действия и предпочтения на сайте.

Поддержка

Поддержка сайта состоит в первую очередь из информационной поддержки и развития сервисов.

Информационная поддержка должна включать не только размещение новостей и обновлений прайс-листов, но и создание новых информационных разделов, пополнение материалов в уже существующих, размещение информации по наиболее интересующим посетителей вопросам. Постоянная информационная поддержка сайта будет удерживать его от падения посещаемости.

Развитие сервисов необходимо для увеличения посещаемости и создания круга постоянных посетителей, каждый из которых – потенциальный постоянный клиент компании. Для сайтов разных тематик необходимы различные сервисы, но есть и более-менее стандартные – например, подписка на новости, подбор подходящего товара по конкретным критериям, персонализированные сервисы для зарегистрированных пользователей.

Кроме этого, необходимо иногда производить коррекцию структуры и содержимого согласно новым результатам семантического анализа.

Редизайн

На этап редизайна средний сайт выходит через год-полтора после запуска. Если сайт хорошо развивался, то к этому времени его посещаемость, сервисы, структура и другие факторы уже не вписываются в те цели и задачи, которые перед ним ставились. Кроме этого, дизайн устаревает морально, не соответствует ожиданиям посетителей.

 

Срок жизни сайта

Срок жизни сайта – это время от запуска текущей реализации до запуска следующей, полностью переработанной версии, которое определяется не столько объёмом средств, вложенных в сайт, и профессионализмом проектировщиков и разработчиков, сколько внешними факторами, такими как развитие Интернет-технологий и Интернета в целом, а также скорректированными целями и задачами развивающейся компании. Это как в моде. Вы можете надеть пиджак, который дорого стоит, но все будут видеть, что дорого он стоил  пару лет назад.

 

Как сделать чтобы сайт не переставал быть эффективным?

Каждый день использовать его как свой рабочий инструмент. Тогда Вы увидите, чего ему не хватает для достижения Ваших целей и выполнения задач. Ведь лучше Вас Ваш бизнес не знает никто. Увидите, во что лучше инвестировать. И увидите отдачу от вложенных денег.

 

Кондратий Ермолин < equa@conanima.ru >
Алексей Валугин < alva@conanima.ru >
Компания Анима < www.conanima.ru >



Поиск по сайту:
 
Направления деятельности ГК «ConAnima»